Впервые о драконболе упоминается в книге Дмитрия Александровича Емца «Таня Гроттер и магический контрабас». В главе 11 под названием «Магический волос» главная героиня впервые попадает на занятия по магическому пилотажу к Соловью Одихмантьевичу Разбойнику и знакомится с правилами игры.
…Теперь про правила. Правила несложные: одно поле, по десять игроков и одному дракону в команде, пять мячей: чихательный, пламягасительный, одурительный, перцовый и обездвиживающий. Пламягасительный мяч перешибает пламя на всю игру — три очка. Перцовый заставляет выплёвывать ранее проглоченных игроков — пять очков. После чихательного дракон широко разевает пасть, что даёт возможность забросить новые мячи. Два очка. После одурительного мяча дракон временно ничего не соображает и может глотать как игроков своей команды, так и зрителей. Одно очко. И самый важный мяч — пятый: обездвиживающий. Он усыпляет дракона. Десять очков. Команда, которая забросит обездвиживающий мяч, почти наверняка победила… Но забросить этот мяч сложнее всего, поскольку он самый тяжёлый и бросать его надо почти вплотную. Ну а в остальном дело просто. Пять игроков в нападении, трое прикрывают дракона, а оставшиеся двое мешают дракону глотать игроков своей команды… Игра заканчивается в двух случаях: когда все мячи заброшены или когда все игроки проглочены. Понятно?
(«Таня Гроттер и магический контрабас»)
Далее в разных книгах серии описываются тренировки и матчи сборной Тибидохса с другими сборными мира (О сборной Тибидохса и других сборных будет рассказано ниже. Также они будут представлены в сводной таблице, за которую автор данной работы сердечно благодарит Хельгу ДэИрин). Описания матчей и сборных или же просто упоминания о драконболе можно найти не во всех книгах серии, но в большинстве из них (в 10 из 14 книг — подробнее см. в библиографическом списке ). В цикле, к сожалению, не рассматривается история возникновения драконбола, но, судя по составу Сборной вечности, можно предположить, что игра существовала ещё в Древней Греции. И более того, была там очень даже развита, поскольку практически половина игроков из состава этой сборной родились в Элладе. Например, Гермес, Дионис, Аргус, Минотавр, Геракл. Дополнительным аргументом, подтверждающим данную гипотезу может служить и то, что лучший учебник по игровой тактике был написан Дедалом Критским.
Полётные средства
В качестве полётных средств используются разнообразные предметы. Для каждого мага существует своё особенное полётное средство, подходящее лишь ему. Это может быть контрабас, как у главной героини Тани Гроттер, часы с кукушкой, гитара, веник, швабра с пропеллером. Выбор транспорта зависит от личностных качеств и темперамента его владельца. Например, для пожилых магов предпочтителен диван или кресло. Универсальным транспортом, подходящим любому магу, является пылесос. Для него необходима заправка, чаще всего чешуя русалок или перхоть барабашки. Кроме того, по желанию хозяина могут использоваться амулеты и талисманы, увеличивающие надёжность, скорость и некоторые технические характеристики транспорта.
Полётные заклинания
Чтобы поднять транспортное средство в воздух, необходимы полётные заклинания, рассмотрим их подробнее.
- Торопыгус угорелус – самое стремительное и опасное;
- Тикалус плетутс – среднее по скорости и самое распространённое;
- Пилотус камикадзис – медленное, но наиболее грузоподъёмное;
- Ойойойс шмякис брякис – подстраховочное;
- Чебурыхнус парашютис – тормозящее;
- Чебурыхнус парашютис форте – ускоренное тормозящее для экстренной посадки.
Команды и игроки
В книгах серии «Таня Гроттер» описываются следующие команды и игроки:
1. Сборная Тибидохса
- Жора Жикин – полузащита (швабра с пропеллером);
- Демьян Горьянов – нападение (пылесос «Буран 100У» );
- Катя Лоткова – полузащита (пылесос – «Грязюкс»);
- Семь-Пень-Дыр – нападение (пылесос);
- Рита Шито-Крыто – нападение (гитара с прицепом модели «Тузик-реактив»);
- Кузя Тузиков – полузащита (реактивный веник);
- Юра Идиотсюдов – капитан сборной — в 3-ей книге «Таня Гроттер и золотая пиявка» его заменила Гробыня Склепова (пылесос «Свинспортаж»). В книге «Таня Гроттер и молот Перуна» Склепову заменяет Маша Феклищева, летающая на заколдованном чучеле крокодила;
- Рома Кисляков (в 1-й книге) – защита (моющий пылесос «Лопух-дизель»). Вскоре его заменит Баб-Ягун – играющий комментатор, нападение (пылесос);
- Лиза Зализина – нападение (часы с кукушкой);
- Таня Гроттер – нападение (контрабас). В книге «Таня Гроттер и посох волхвов» её временно заменяет Вера Попугаева.
- Ворота: Гоярын на матчах, его сыновья на тренировках.
Тренер команды
Каждая команда имеет своего тренера. Тренером сборной школы Тибидохс является Соловей Разбойник. Это был
… хромой, маленький кособокий человек, широкоскулый, кривой на один глаз, не сгибавший при ходьбе в колене левую ногу, с золотым медальоном на шее…. («Таня Гроттер и магический контрабас»)
2. Команда «невидимок» – сборная английской магической школы Магфорд
Играют в плащах-невидимках. Очень сильная команда, дважды чемпионы мира.
- Глинт;
- О-Фея-Ли-Я;
- шейх Спиря;
- принц Омлет;
- Гулькинд-Нос;
- Адмирал Жульсон;
- Гурий Пуппер;
- Бэд-Фэт-Рэт;
- Кэрилин Курло;
- Ворота: Кенг-Кинг.
3. Команда полярных духов
Команда становится наиболее сильной 31 декабря. В этот день справиться с ними очень трудно, а их магическое поле нельзя блокировать.
- Дед Мороз – капитан команды;
- Леденяк;
- Вихрило;
- Замерзайло;
- Пингвин-ага;
- Санта-Клаус;
- Снеговик;
- Холодрыжник;
- Дубняк;
- Снежная Гурия;
- Ознобич.
- Ворота: Снежный дракон.
4. Команда греческих муз
- Полигимния;
- Терпсихора;
- Эрато;
- Евтерпа;
- Урания;
- Каллиопа;
- Талия;
- Клио;
- Мельпомена
- Тренер команды: А. Поллони по прозвищу Мусагет
- Ворота: Пифон.
5. Сборная вечности
Непобедимая команда, состоящая из жителей Потустороннего мира. Используя специальный обряд с принесением кровавой жертвы, данную команду можно вызвать к жизни ровно на 59 минут. Они очень сильные и обладают большим мастерством. Присутствуя на поле материально, они ничего не слышат, но видят и чувствуют происходящее. Если игрок команды позволит забить мяч, он навсегда выбывает из сборной вечности, в связи с чем они играют жёстко и беспощадно.
- Геракл,
- Минотавр,
- Гермес,
- Илья Муромец,
- Барон Мюнхгаузен,
- Кентавропег,
- Дионис,
- Фрол Слепой,
- Аргус,
- Леопольд Гроттер.
- Ворота: Змиулан.
Кроме вышеназванных, существуют такие команды: команда таджикских джиннов, лысегорских ведьм, упырей, «тёмных» магов, оборотней, гандхарвов, бабаев. Каждая из команд имеет свои особенности и отличается собственной спецификой ведения матча. Достаточно часто игроки разных команд применяют тёмную магию, сглазы для нейтрализации соперника на поле. Официально это, конечно, запрещено. Но на нарушения этого правила почти всегда закрывают глаза. Примеры такого «неспортивного поведения» встречаем практически в каждом матче.
Игры
Сборной Тибидохса было сыграно множество матчей. Были и победы, и поражения, но каждая из игр по-своему интересна и незабываема: 1. Тибидохс – Бабаи (отборочный тур, счёт 16:3); 2. Тибидохс – Гандхарвы (четвертьфинал, счёт 13:7); 3. Тибидохс – Афганские джинны (полуфинал, счёт 16:5); 4. Тибидохс – Команда Невидимок (финал, счёт 10:11); 5. Тибидохс – Греческие музы (счёт 1:20); 6. Тибидохс – Полярные духи (счёт 11:10); 7. Тибидохс – Сборная вечности (счёт 3:13).
Наиболее яркие моменты в играх сборной Тибидохса с другими командами
1. Игра «Сборная Тибидохса – Невидимки»
«- Вы видели? Мячи выпущены и стремятся разлететься по полю! – крикнул Баб-Ягун. – Невидимки бросаются на перехват! Пламягасительный мяч уже у них! Адмирал Жульсон сыграл блестяще! За перцовым мячом одновременно устремляются шейх Спиря и Татьяна Гроттер! Таня ловко обходит Спирю сверху, умело оттесняя его метлу встречным потоком воздуха. Спирю закручивает, и он начинает ругаться, путая арабские слова с русскими! Таня уже протягивает руку к мячу, но что это?.. Мяч вдруг исчезает! Я ничего не понимаю! Куда он делся? – крикнул Ягун, вертя головой.
Внезапно десятью метрами выше на миг возник Гурий Пуппер и с явной насмешкой распахнул невидимый плащ. Под плащом у него был перцовый мяч.
Насмехаясь, Пуппер помахал Тане ручкой, завернулся в плащ и исчез.
— Это нечестно! Почему у нас нет плащей-невидимок или хотя бы плавок с пропеллером? И вообще, поставьте себя на место зрителя! Разве ему интересно наблюдать за невидимым кумиром? – оскорблённо взвыл играющий комментатор, лично включаясь в борьбу за чихательный мяч».
«Таня Гроттер и золотая пиявка»
Особенностью игры является то, что игроки сборной Магфорда снабжены плащами-невидимками (отсюда и название команды). Наличие плащей даёт большое преимущество команде, поскольку можно незаметно сделать пас, отобрать мяч у игрока команды соперников. Плащ не считается чем-либо запрещённым, поскольку не относится к волшебным талисманам и не обладает недозволенной магией. Использование талисманов разрешено только для усиления полётных качеств метлы, пылесоса или иного полётного средства, но не для усиления атакующих способностей мага или дракона. Талисманы могут использоваться и для защиты от сглаза, т.к. запрет на применение тёмной магии на матчах непозволительно часто нарушается.
«Не задумываясь, почему она так поступает, Таня взмахнула смычком. Контрабас рванулся вперёд с такой стремительностью, что разом загудели все струны. Обездвиживающий мяч мешал ей, занимая руку, и Таня, не глядя, отбросила его куда-то. Обхватив Гурия за пояс, она сдёрнула его с метлы и рванула вниз, спасая от пасти Гоярына. Огромная тень тибидохского дракона скользнула над ними. Таня испытала было облегчение, но тут что-то полыхнуло, Гоярына заволокло оранжевой дымкой.
По стадиону прокатился стон. Тарахтящий Баб-Ягун внезапно осёкся на полуслове. Таня ничего не понимала. То ли Гоярына сглазили, то ли просто солнце отблёскивало на его чешуе. Лишь когда дракон перестал взмахивать крыльями и сонливо опустился на песок, страшная истина открылась ей. ОБЕЗДВИЖИВАЮЩИЙ МЯЧ! Она, не глядя, отбросила его в пасть своего дракона.
Глаза Гоярына, похожие на два сверкающих бриллианта, укоризненно закрылись. Таня отпустила Пуппера и, забыв обо всём на свете, кинулась вниз. Она обхватила шею Гоярына и попыталась приподнять его тяжёлую голову. На миг ей почудилось, что это возможно! Она поднимет тяжёлого дракона и взлетит вместе с ним. Она будет передвигать его в воздухе и играть за него… Она… Но это было, разумеется, безумие.
— Не засыпай, не засыпай, не… — словно сойдя с ума, кричала Таня.
Слёзы капали на припорошенную песком чешую на морде дракона.
— Гоярын усыплён обездвиживающим мячом! Невидимки зарабатывают десять очков. Команда Тибидохса проиграла! — мертвенным, каким-то совершенно не своим голосом произнёс Баб-Ягун».
«Таня Гроттер и трон Древнира»
Этот эпизод описывает один из наиболее интересных моментов игры «Тибидохс-Невидимки», когда Таня Гроттер, спасая игрока команды соперников, случайно забрасывает мяч в свои «ворота». Разъярённый Гоярын мог не просто проглотить соперника, но и растерзать его. Забыв о том, что в её руках находится мяч, Таня предпочла спасти юношу, а не одержать победу ценой чужой жизни.
2. Игра «Тибидохс – Полярные духи»
«- Гурий прорывается к Снежному дракону! Какая блестящая техника! Дракон выдыхает ледяное пламя, но Пуппер ловко ныряет вниз. Его метла обледенела, но Пуппера это не останавливает. Бросок! Чихательный мяч со свистом рассекает воздух! Мяч летит точно в пасть Снежного дракона! Го-о-ол… Эй, что опять с мячом? Он возвращается, описывает дугу и прыгает в руки к Санта-Клаусу! Снова вмешалась чья-то магия или… вообще, сильно смахивает на то, что мяч просто-напросто перехватили, но кто мог это сделать? Я не видел, чтобы поблизости были защитники!»
«Таня Гроттер и посох волхвов»
Полярные духи нарушили правила игры. В команде вместо десяти игроков играло 11, причём этот одиннадцатый игрок был невидим. Это давало команде явное преимущество, а соперникам мешало забивать голы.
3. Матч «Тибидохс – Сборная вечности»
«Внезапно Таня увидела, что они у самой огнедышащей морды Змиулана. Дракон уже надувался, собираясь выдохнуть пламя. Леопольд Гроттер ещё сильнее сжал её руку и потянул её, но уже не вниз, а влево. Удивляясь, зачем применять такой сложный маневр уклона, когда можно просто поднырнуть, Таня всё же послушно взмахнула смычком – и контрабасы, встретив боковой порыв ветра, отнесло за драконью морду.
ШШШИИИХ! ШШШИУХХ!
Да, так и есть! Змиулан выдохнул двойную, самую коварную струю: короткий сполох вверх и – резкий уход пламени вниз. Таня поняла, что, используй она стандартный уклон, от её контрабаса — а возможно, и от неё самой – остались бы одни головешки. Леопольд Гроттер вторично спас её.
— ПАПА, ПАПА! ТЫ, ТЫ…
Рука Леопольда разжалась и слегка подтолкнула её. Теперь он уже вопросительно смотрел на Таню, словно хотел сказать ей: ну что же ты! Атакуй!
“Неужели он понял? Неужели?” — быстрой ласточкой пронеслась мысль.
Но выяснять это времени уже не было. Змиулан вбирал воздух для нового огнеметания. Бросив контрабас вбок, Таня скользнула вдоль его длинной шеи и, развернувшись у морды, метнула мяч тем коротким и мощным броском, который они сотни раз отрабатывали на тренировках. На одно мгновение ей почудилось, что от волнения она промахнулась, но тотчас яркая вспышка рассеяла все её сомнения.
— ГООО-О-ОЛ! Леопольд Гроттер позволяет Тане забросить пламягасительный мяч! Тринадцать – три!
<…>
Но Таня ничего этого не замечала – она смотрела на отца.
А тот, с высоко поднятой непокорной головой, вдохновенно вскинув руку со смычком, делал последний, прощальный круг вдоль защитного купола. Илья Муромец, Аргус, Геракл, Кентавропег и другие “вечные” с молчаливым укором смотрели на Леопольда Гроттера, проносившегося мимо них на своём контрабасе. Однако Ле-Гро не замечал их. Сборной вечности, казалось, уже не существовало для него. У Леопольда оставалась всего одна минута в этом мире, последняя, но это была его минута, и он пил её до дна, как чашу, использовал её, чтобы навек проститься с Тибидохсом, с горами, с Буяном, с Заповедной рощей…»
«Таня Гроттер и молот Перуна»
Это был матч с самыми великими игроками в драконбол за всю историю мира. «Сборная вечности» славится тем, что в неё входят лучшие в истории игроки, находящиеся на самом пике своей спортивной формы и обладающие удивительным мастерством. Команда появляется всего на 1 час, но этого ей обычно хватает для победы. В истории драконбола не существовало команды, которая могла бы победить «Сборную вечности». Игроки «Сборной вечности» всё видят, чувствуют, но не могут слышать и узнавать других людей. Кроме того, у них есть стимул победить, поскольку игрок, давший забить мяч, исчезает из сборной навсегда. На этой игре Леопольд Гроттер не только спас Таню от драконьего пламени, но и позволил своей дочери забить мяч Змиулану. За это он навсегда был изгнан из сборной.
Драконы
Сильное впечатление производил дракон бабаев – Тефтелет.
Египетский дракон был коричневатым, с небольшой мордой. Там, где она переходила в шею, её защищали сросшиеся с головой костяные щитки с острыми наростами. Нижняя челюсть была намного крупнее верхней. Два острых и тонких клыка выступали вверх почти вертикально, немного приподнимая складчатую кожу верхней губы и мешая ей опуститься. Благодаря этому рот египетского чудовища казался приоткрытым, но не настолько, чтобы забросить туда мяч.
Зелёные, лишённые зрачков глаза дракона походили на два гигантских изумруда, которые то меркли, то ослепительно вспыхивали. Смотреть в них было опасно: голова начинала кружиться, а воля слабеть.
Склизкая, явно пропитанная ядом чешуя светлела к брюху, становясь грязно-жёлтой. Огромные кожистые крылья, легко державшие дракона в воздухе, заканчивались несколькими острыми шипами, один из которых — верхний — был как наконечник копья. Длинный и гибкий хвост завершался костяным шаром размером эдак с небольшую кувалдочку…
Но самым досадным открытием было не это. Обычные драконы обходятся только парой задних лап. Передние же лапы переходят у них в крылья. У этого же египетского звероящера лап было четыре. Длинные и сильные, они заканчивались мощными когтями — три впереди и один загибающийся сзади.
«Таня Гроттер и исчезающий этаж»
Дракон команды гандхарвов, «настоящий крылатый огнемёт» Плевуга, обладал способностью обжигать игроков пламенем с гигантского, по меркам драконбола, расстояния.
С виду это был типичный восточный дракон — с золотистой чешуёй, узким, гибким, как у змеи, туловищем, со множеством костяных пластин и сложных наростов на чешуе, длинными усами и туповатыми зубами, из которых устрашали, пожалуй, лишь четыре выступавших клыка. Когти у него были сильные, лапы мощные, но не сильнее и не мощнее, чем, скажем, у Тефтелета, дракона бабаев.
Нет, преимущество индийского дракона было не в этом. Быстрый, неукротимый, он перемещался над полем и обстреливал игроков Тибидохса длинными кинжальными языками пламени.
<…>
Зато дракон афганских джиннов вызывал у всех лишь улыбку. Он был рыхлый, с короткой оплывшей шеей и жалкими маленькими крылышками. Летел он ужасно неуклюже, с трудом поворачивал… Он лишь сонно трепетал жирненькими крылышками, больше озабоченный тем, чтобы вообще удержаться в воздухе. Рядом с извергающим пламя Гоярыном он казался просто гусёнком-переростком, случайно, вследствие шутки чёрного мага, превращённым в дракона.
«Таня Гроттер и золотая пиявка»
Но после первого же заброшенного ему в пасть мяча Ишак-ибн-Шайтан (а именно так звали дракона афганцев) внезапно преобразился:
Дракон джиннов был объят пламенем. Рыхлая кожа темнела и сворачивалась. Куриные крылышки съёживались. Прежняя невзрачная оболочка трескалась, как скорлупа, а из её недр вырывалось багровое, жуткое, гневное чудовище. Да, это был дракон, но какой дракон! С острыми шипами на морде, кожистыми крыльями, ослепительной чешуей. Втягивая воздух, он раздувался. Минута — и он уже размером с Гоярына.
«Таня Гроттер и золотая пиявка»
Ибо дракон этот оказался оборотнем. Для этого джинны драконёнком поили его ртутью из следа оборотня и купали в лунной пыли.
Мощный и яростный дракон с отменной реакцией – Кенг-Кинг – «ворота» команды невидимок. Он был
…гигантский, с отливающей серебром чешуей и выпученными шафранными глазами.
«Таня Гроттер и золотая пиявка»
Устращающе выглядит Пифон – дракон команды греческих муз.
…больше всего дракон муз похож на чудовищного удава с крыльями, шипами на морде и четырьмя расходящимися усами … его чешуя почти не блестит, а точно переливается… она пропитана ядом! …зубки у Пифона… полые внутри, как у гадюки, и тоже ядовитые.
«Таня Гроттер и посох волхвов»
Дракон команды Полярных духов – это снежный дракон, выдыхающий ледяное пламя. Не имеет ни клыков, ни когтей, его контуры зыбки, кажется, что он соткан из дымки и северного ветра. Похож на огромную снежную гору, из которой наспех вылепили крылатого ящера.
Дракон Сборной Вечности – Змиулан …казалось, был соткан из испепеляющего огня. Даже острый гребень у него на позвоночнике больше напоминал языки пламени, чем костяные наросты.
Непрестанно извивающийся, стремительный, Змиулан был гораздо длиннее Тифона. Множество коротких крыльев, тоже точно вылепленных из огня, были разбросаны во всей длине его туловища, начиная от головы и заканчивая гибким хвостом.
«Таня Гроттер и молот Перуна»
Как видим, и команды, и их драконы очень разнообразны. Однако, существуют и ограничения для выбора дракона в качестве «ворот».
…Согласно правилам, … использование на поле многоглавых чудищ, равно как и чудищ с ампутированными либо отрубленными добавочными головами, запрещено. Основная причина — несоответствие огневой мощи дракона возможностям игроков.
«Таня Гроттер и локон Афродиты»
Исключение было сделано лишь для матча между сборной Магфорда (к невидимкам в той игре присоединились легионеры из других команд, в том числе и тибидохские драконболисты) и сборной мира, в которую входят сильнейшие игроки самых разных команд. В качестве «ворот» сборной мира выступал трёхголовый дракон Агриппа Эйлах Флюс. На двух боковых его головах были установлены предохранительные сетки, т.е. забросить мяч можно было только в центральную голову. Остальные две головы при этом сохраняли способность к огнеметанию, что значительно усложняло игру для соперника, хотя и добавляло зрелищности матчу.
Сводная таблица всех команд по книгам Емца
Таким образом, в книгах Дмитрия Александровича Емца был создан и впервые подробно описан интересующий нас вид магического спорта. Дальнейшее развитие драконбола, каким бы оно ни было, базируется именно на трудах этого мага.